О чем бы могли поспорить американский «генерал от науки
В 1944 году правитель Рузвельт задумался над тем, как следует организовать науку опосля окончания войны, и попросил Вэнневара Буша дать рекомендации по этому поводу. Обстоятельная докладная письмо В. Буша под названием «Наука…
В 1944 году правитель Рузвельт задумался над тем, как следует организовать науку опосля окончания войны, и попросил Вэнневара Буша дать рекомендации по этому поводу. Обстоятельная докладная письмо В. Буша под названием «Наука. большой фронт» попала в руки уже следующему президенту США, Г. Трумэну.
Под командованием товарища Берии находилась одна из лучших разведок мира. Учитывая это, на его столе в кабинете на Лубянке весь мог бы быть сей документ, адресованный президенту США. Интересно, где бы поставил свои отметки в этом докладе Лаврентий Павлович, которому одинаковый пришлось поруководить наукой, и не менее успешно, чем В. Бушу?
В. Буш писал в этой записке, что «…государственные интересы в области науки и образования могут красоваться наилучшим образом достигнуты созданием Национального фонда науки». Пожалуй, советский ученый маршал не вмиг бы понял: «К чему какие-то фонды-шмонды? Вся деньги Страны Советов к твоим услугам – черпай! На оборону, как известно, советский народность и соратник Сталин денег отродясь не жалели. А другая доктрина нам не нужна, правда?»
На каких принципах, по мнению В. Буша, следовало предпринимать финансирование научных исследований?
Во-первых, правительству следовало помогать фундаментальные исследования. Исследования, которые производят промышленные компании, не могут заботиться фундаментальными, поскольку они ориентированы на реализацию узко поставленных задач, следствие которых что предсказуем.
«Абсолютно неправильно! – подумал бы единоплеменник Берия и поставил бы на полях толстый минус. – Ученым только волю дай, они сто годов будут бездельничать, мушек препарировать. Нет, капитал мы, как настоящие большевики, должны дарить тем, который резво и качественно сделает для нас то, что нуждаться нам».
Во-вторых, сообразно В. Бушу, финансировать следовало конкретных ученых, а не организации или же проекты. Свое положение к этому вопросу В. Буш выразил афористично: «Дайте людям касса и свободу, и они вернутся к вам с чем-то полезным».
«Пхе! – подумал бы собрат Берия, опять проставляя минус на полях. – Зачем да сложно: и свободу ему, и деньги. Мы его лучше прежде посадим, а после в шарашку направим. порядок облегчим. Пусть старается, свою вину накануне советской властью исправляет. И дешевле обойдется: дополнительная пайка масла и две ложки сахара к утреннему чаю. Да, снова разрешить иностранные журналы декламировать и всякие глупости посреди собой болтать. Пусть болтают, мне не жалко! Самое суть – атомную бомбу они мне сделали. И вторично какую-то водородную обещают».
В-третьих, писал В. Буш, монета ни в коем случае не следовало выделять секретным или же закрытым организациям. Наибольшее важность предлагалось платить самым открытым научным организациям – университетам.
Тут быстро собутыльник Берия двойной минус на полях поставил бы. «Совсем неправильно пишет сей господин, как его, Вэнневар Буш. как да – открытым научным организациям? Они же все секреты капиталистам разболтают!»
Наконец В. Буш предлагал финансировать наиболее перспективных исследователей, а преимущественно студентов, которые решили посвятить себя науке.
«Сегодня все понимают, что авторами всех замечательных изобретений являются яркие индивидуальности, Но при этом иногда задумываются о том, что для них надо делать соответствующие условия».
«Соответствующие условия создаем», – соратник Берия окинул бы мысленным взором оковы секретных научных городков, построенных в стране от Байкала до Киева. Городки были – как зa границей. Чистые улицы, двухэтажные коттеджи, построенные немецкими пленными, снабжение лучшими продуктами бес всяких карточек. Коммунизм, истинно и только! И все под надежной охраной. И удовлетворительный Лаврентий Павлович поставил бы на полях крупную птичку.
Здесь мы, пожалуй, оставим маршала Л.П. Берию поразмышлять о столь различных путях развития науки в Советском Союзе и в Соединенных Штатах и вернемся опять раз к Вэнневару Бушу. К одной его идее, которая во время публикации, в 1945 году, казалась многим интересной, а годов после 20 – смешной. Но прошло паки 10 лет, и эта понятие оказалась пророческой. С тех пор на нее почасту ссылаются, Кагда говорят о гиперссылках, и в первую очередь – о гиперссылках в Интернете.
В 1945 году в журнале «The Atlantic Monthly» В. Буш опубликовал статью под названием «Как мы можем мыслить» («As We May Think»). В этой статье он заметил, что добро бы целью науки является классификация, человеки мыслят не логически и не дедуктивно (от общего к частному), а ассоциативно, по аналогии, и индуктивно (от частного к общему).
Для активизации научного творчества В. Буш придумал устройство, которое он самопроизвольно назвал «мемекс» (то лакомиться «memory extender», «расширитель памяти»).
Мемекс, по замыслу В. Буша, обязан был красоваться большим столом, оборудованным проекторами микрофильмов и c доступом к огромной, в перспективе, всемирной фильмотеке. Микрофильмы должны случаться единственным носителем информации. На них следовало перенести содержание всех имеющихся в мире книг и все имеющиеся в мире изображения. Более того, какой угодно исследователь мог исполнять мой микрофильм, фотографируя все, что касается, например, проводимого эксперимента. Для этого он мог употреблять специальным миниатюрным фотоаппаратом, закрепленным около него на лбу. (Привет, дон Румата Эсторский!) Такого фотоаппарата тут не было, Но В. Буш не сомневался в том, что создать его технически возможно. если бы он знал, что только сквозь 60 годов гораздо более качественная комната будит вмонтирована в и тот и другой мобильный телефонный обстановка и что сфотографировать все, что угодно, дозволительно будит бес всякого труда!
А вот дальше начинается самое суть и самое интересное. Исследователь мог оделять микрофильмы метками. как это сделать, Буш знал. опять до войны он запатентовал склад для сотворения меток на микрофильмах, которое позволяло проворно промотать микрофильм до нужной метки. Сделанные метки позволяли принуждать среди собой самые различные кадры, относящиеся, возможно, к самым различным отраслям знаний. Переход по одинаковым меткам от одного меченого кадра микрофильма к другому (может быть, находящемуся очень на другом микрофильме) фиксировал бы движение мысли ученого в виде ассоциативной цепочки, то вкушать в виде, привычном для человеческого сознания.
Замените кадры микрофильмов Web-страничками, а метки Интернет-ссылками, и предварительно Вами – современная Всемирная паутина, WWW, обилие Web-страниц, содержащих самую разнообразную текстовую и графическую информацию и связанных среди собой гиперссылками!
Добавить комментарий