25 лет легендарному полету Бурана. Как это было?
Четверть века назад, 15 ноября 1988 года, отправился в мой зачинщик и конечный качество космический корабль Буран. Советская космическая предупреждение и занятие достигли своей вершины. К сожалению, 1 раз покорив эту вершину, ни советская, ни российская учение не смогли надевать на неё вновь…
Четверть века назад, 15 ноября 1988 года, отправился в мой запевало и заключительный качество космический корабль Буран. Советская космическая предупреждение и занятие достигли своей вершины. К сожалению, 1 раз покорив эту вершину, ни советская, ни российская доктрина не смогли надевать на неё вновь. Впрочем, сделка предмет тоже.
Чтобы осознать всё достоинство момента, обязательно нужно вспомнить детали этого позабытого полета. Главное, космический челнок взлетел, сделал пара оборота около Земли и сел в режиме автопилота. бес управления с Земли! Это был весь роботизированный полет. Ни до, ни опосля полеты такого масштаба не совершались автономно. Из других прорывных технологий: кислород-водородный двигатель, мнение на орбиту 100 тонн полезной нагрузки, мочь спасения корабля и экипажа при аварии практически на любом участке старта и посадки.
Эти достижения были бы только что точкой на маршруте вверх, к дальнему космосу, если бы советская космическая программа не остановилась. Но, увы, они стали вершиной. смерть американских челноков, сворачивание программы Спейс-Шаттл сделали качество Бурана вершиной не только для России, Но и для только мира.
Но вернемся к самому полету. Что в нем было особенного? Первоначально предполагалось, что в Буране будут космонавты. Однако, как и для Гагарина, им отводилась занятие пассажиров. деревня качество обязан был совершаться автоматически. И хоть бы около Бурана имелись системы ручного управления, в первом полете не предполагалось их использовать. тут-то зачем пуститься наудачу людьми? Высшее руководство решило, что не стоит. который её знает, эту новую технику. опять взорвется, как Челенджер. печаль нам ни к чему.
Жаль наших космонавтов. Они готовились к полету более десяти лет. И, наверное, не как на грех из четырех членов команды как только 1 остался в живых опосля 90-х годов. Но это отдельная история. Зато для Бурана беспилотный качество стал рекордным во всех отношениях. Для начала попробуем понять, что такое автоматический качество в 1988 году. инициатор товарищ запускался, как снаряд. Его орбиту рассчитали до запуска. И, кстати, американцы удивились не столько самой ракете, поднявшей спутник. правда и товарищ был непроходимо прост. Но верность вывода его на заданную траекторию была удивительна для 1957 года. Во многом это был счастье советских программистов. качество Гагарина управлялся в значительной степени с Земли. Луноход тожественный управлялся с Земли, хотя это и было очень сложно за задержек времени до 24 секунд.
Буран летел весь под управлением бортового компьютера. А программа занимала даже целых 100 мегабайт памяти! Смешно, истинно около нас в телефонах памяти много больше. Но сможем ли мы запустить новоиспеченный Буран, имея 1 i-Phone? Ведь к памяти нужны опять и мозги. К сожалению, космические мозги Бурана погибли безвозвратно. Его программы, записанные на магнитные ленты, не на чем прочесть. Нет такой техники. желание и люди, что писали эти программы, чрезвычайно далеки уже от космоса. Казалось бы, достигнув такого рубежа в робототехнике (а что такое Буран, как не летающий робот?), человечество должно было бы осуществить две вековые мечты: создать дружба роботов и шагнуть в далекий космос. Печально, Но опосля 1988 возраст человечество шагнуло обратно, словно испугалось открывшихся перспектив и захлопнуло дверь в завтра.
Хороша ли была программа, что работала на Буране? так точно и что дозволительно надеяться от такого «примитивного» компьютера? Посудите сами.
Самое сложное в полете – благополучно сесть. сколь замечательных проектов, сколь космонавтов и кораблей погибло на этапе посадки. ветер не просто падал на землю в заданной точке. Он садился на весь урочный аэродром. Подчеркну, самостоятельно, бес участия человека. На земле в момент приземления была сильная низкая облачность и боковой порывисто-штормовой ветер. Последнее определило траекторию посадки корабля. До определенного момента она совпадала с рассчитанной в земном Центре Управления Полетами. Но в 1 миг ветер полетел по своей собственной траектории. Шок, какой испытали все, трудно передать. Неуправляемый «утюг» массой 80 тонн мог спланировать «на голову» в какой угодно момент в любом месте. Уже была занесена власть над кнопкой подрыва, уже готовили «некролог» для прессы. Но благодаря воле руководителя полетов Степана Микояна роковое приговор не было принято. Решили подождать, что будит дальше.
А дальше ветер развернулся на знакомую посадочную траекторию и благополучно сел на аэродром. Все вздохнули с облегчением. как показали поздние расчеты, траектория Бурана была самой оптимальной при сложившихся метеоусловиях. От расчетной точки остановки его отделяли по оси полета 190 м (недолет), по боковой оси 9 м (при размахе крыльев 24 м). Вертикальная быстрота касания земли только 0,3 м/с. Очевидцы говорили, что в некоторый момент ветер завис над посадочной полосой и мягко опустился на неё. Казалось, не компьютер управляет космолетом, а пилот экстра-класса. Вот да «утюг»! если к этому вспомнить, что завершительный раз ветер включал двигатели в космосе, для торможения на орбите, а в атмосферу вошел со скоростью около 27000 км/ч на расстоянии 8000 км от точки посадки, то понимаешь: разоряться корабль мог только с одной попытки. бес двигателей, бес управления с Земли, весь полагаясь на бортовой компьютер.
Это был истинный триумф! Это был рекорд. Это была важная степень и в космос, и в робототехнику. Но почему программа Буранов была прервана на самом взлёте? об этом вы узнаете в следующей статье «25 годов легендарному полету Бурана. Почему зачинщик качество стал последним?».
PS: Более подробно о полете Бурана и советской космической программе дозволено прочитать на сайте buran.ru
Добавить комментарий